По наблюдениям А. А. Коринфского: «После Семика и нераздельно связанного с ним Троицына дня главным летним праздником в народе является Иванов день, называемый в просторечии Иваном Купалой или прямо Купалой, без всякого добавления к этому имени. Словами старинной (поющейся и теперь в Костромской и некоторых других областях) песни так определяется значение этого праздника: Как у нас в году три праздника: Первый праздничек — Семик честной, Другой праздник — Тройцын день, А третий праздник — Купальница. Этот третий праздник справлялся в народной Руси два дня — 23-го и 24-го июня, во время летнего солнцестояния, когда солнце делает первый поворот на зиму. Совпадая с днем Св. Агриппины и с праздником рождества Св. Иоанна Предтечи, ведущие свое начало с языческих времен купальские праздники объединяют и этих двух святых Христианской Церкви. Купало и Купальница — это Древние Перун и богиня Заря. По сохранившемуся до наших дней болгарскому поверью, Солнце сбивается в эти дни с пути-дороги и ясно окая Дева-Заря является на помощь светлому богу. Она не только ведет бога богов по небесной стезе, но и каждое утро умывает его росой с напоенных летними благоуханиями лугов, пестреющих к этому времени всеми цветами. Приуроченные к именам христианских святынь, эти древние празднества, являющиеся до сих пор одним из наиболее ярких пережитков стародавней старины, некогда были общи языческому богословию большинства европейских народов. Они были известны даже в древней Индии и Персии, где приблизительно в то же самое время и с теми же обрядами справлялось празднование богу огня. У древних греков (злевзинские таинства) и римлян (праздник Весты и Цереры), в древней Германии, в Англии, у бретонцев, датчан, финнов — везде встречается нечто подобное. В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов — в обычаи, в большинстве случаев служащие забавой для сельской молодежи.
Источник: