Краткая биография Андрея Яковлевича Эшпая

А. Я. Ешпай родился на Волге, в семье видного марийского фольклориста и ученого Я. А. Эшпая, много сделавшего для развития марийского профессионального искусства. Путь Эшпая-музыканта начинался в музыкальном училище имени Гнесиных, где он учился по классу фортепиано. Война прервала эти занятия. Восемнадцатилетним юношей Эшпай уходит на фронт. За боевые заслуги он был награжден орденом Красной Звезды и медалями. После войны Эшпай продолжает образование в Московской консерватории сразу на двух факультетах: фортепианном ( у В. В. Софроницкого) и композиторском (у Н. Я. Мясковского, после его смерти — у Е. К. Голубева), аспирантуру заканчивает у А. И. Хачатуряна. Впоследствии специальность пианиста сыграла важную роль в деятельности композитора — свои сочинения для фортепиано (а их немало) Эшпай обычно впервые исполняет сам. Первые крупные сочинения Эшпая, принесшие ему известность, появились еще в студенческие годы — оркестровая пьеса на марийские темы «Симфонические танцы» и рапсодия для скрипки с оркестром «Венгерские напевы», блестящее концертное сочинение, в котором сопоставлены контрастные эпизоды танцевального, виртуозно-импровизационного и песенного плана. Лирико-романтический строй Первого фортепианного (1954) и Первого скрипичного (1956) концертов свидетельствует о расширении круга образов в музыке Эшпая. В этих ранних произведениях формируется творческая манера композитора, складывается своеобразный подход к претворению фольклора. «Эшпай обычно не проводит марийскую тему полностью, — отмечал А. И. Хачатурян. — Она растворяется в его собственных интонациях, мелодиях, гармониях, манере изложения музыкальной мысли. Народные мелодии для Эшпая лишь повод, чтобы разбудить творческую фантазию. О щедрости, оригинальности авторской фантазии свидетельствуют и написанные в 70-х годах Второй фортепианный и Второй скрипичный концерты. Наиболее полно творческое кредо композитора раскрылось в знаменитом концерте для оркестра. Волевое, созидательное начало, яркий, экспрессивный стиль свойственны многим сочинениям Эшпая. Но в концерте эти качества достигают кульминации.
Источник: www.kraeved-samara.ru

HKP