Краткая биография Густава Малера

Г. Малер родился в 1860 году в небольшом чешском городке Калиште. С шести лет начал учиться играть на рояле, в пятнадцать поступил в Венскую консерваторию. Уроки композиции юный музыкант брал у А. Брукнера; в это же время он начал сочинять свои первые песни, камерно-инструментальные циклы, а также пробовать силы в оперном жанре. С 1880 года Малер — оперный дирижер в небольших провинциальных городах, затем его приглашают в крупные оперные театры Праги, Лейпцига, Будапешта, Гамбурга. Известность Малера-дирижера все более возрастала, однако его сочинения встречаются с неодобрением и даже негодованием. Так, Первую симфонию упрекали за «пустоту», «банальность», а о Третьей говорили как о «мешанине цитат». Любопытно, что подобная и явно несправедливая оценка Малера как «гигантского эклектика» сохранилась вплоть до 50-х годов 20 столетия (П. Ландорми, Г.Мозер). В 1897 году Малер стал главным дирижером Венской оперы, а вскоре и директором театра. Венское десятилетие — наиболее плодотворный этап его творческой биографии. В этот период композитор написал пять симфоний (с Четвертой по Восьмую), песенные циклы на слова Ф. Рюккерта. Деятельность его в театре также была очень интенсивной: Малер сумел сплотить вокруг себя многих талантливых певцов, по-новому подойти к сценографии и режиссуре оперного спектакля, осуществить постановки, вошедшие в историю европейского музыкального театра («Тристан» и «Валькирия» Р. Вагнера, «Волшебная флейта» и «Дон-Жуан» В. А. Моцарта, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). Но реформы Малера в Венской опере натолкнулись на сопротивление консервативных кругов, которые в конце концов вынудили композитора прекратить работу в театре и принять ангажемент нью-йоркской «Метрополитен-опера». Последние годы жизни принесли такие шедевры, как Девятая и Десятая симфонии, «Песнь о земле». В историю музыки Малер вошел как величайший композитор-симфонист. Симфония у Малера — это и философский трактат, и лирическая исповедь одинокой, по-детски доверчивой души, и страстная проповедь художника-гуманиста. Симфонизм его «литературен», но качество это лишь обогащает музыку.
Источник: www.kraeved-samara.ru

HKP