Краткая биография Отара Васильевича Тактакишвили

Отар Васильевич Тактакишвили родился в Тбилиси; там же в 1947 году он закончил консерваторию по классу композиции С. В. Бархударяна. Признание пришло еще в студенческие годы: победив в специальном конкурсе, он оказался автором Гимна Грузинской ССР. С Тбилисской консерваторией у Тактакишвили связаны годы преподавательской работы, получение звания профессора, наконец, пребывание на посту ее ректора (1962 — 1965). Биография Тактакишвили — это рассказ о человеке, который прошел великолепную практику. В разное время он был и рядовым хормейстером, и художественным руководителем Государственной хоровой капеллы Грузинской ССР, не раз и с успехом выступал в качестве дирижера на родине и за ее пределами. Художественное наследие Тактакишвили разнообразно — оперы, симфонии, оратории, концерты, камерные сочинения, театральная и киномузыка. Но в этой многожанровости есть свои «пристрастия»: композитор явно тяготеет к крупной форме, кроме того, особую роль в его творчестве играет музыка, связанная со словом. Опера «Миндия» (1961), созданная на основе поэзии Важа Пшавелы, призывает к верности высоким этическим принципам, верности природе и искусству. В сущности, темам Человека, Природы и Родины в их сложной взаимосвязи посвящены и оратории «По следам Руставели» (1964), «Николоз Бараташвили» (1970). В опере «Похищение луны» (1977) людские судьбы проходят через великие социальные потрясения. Композитор воскрешает героические страницы истории родного народа. В основе более раннего опуса композитора — оперного триптиха «Три новеллы» (во второй редакции — «Три жизни», 1972) — острые социальные коллизии, картины народной жизни дореволюционной Грузии. О бессмертии народного подвига — музыка оратории «Живой очаг» (1964). «Композиторы могут быть разными по масштабам и направленности таланта, но если они действительно творят для народа, всем им необходима живая атмосфера народной музыки». Эта мысль Тактакишвили как бы перекликается и дополняется другой:»… Многовековая традиция грузинской песенности не превратилась в ценность музейную, она продолжается в современности». И он верен своим эстетическим воззрениям.
Источник: www.kraeved-samara.ru

HKP