Первая постановка Оперетты Ф. Легара — Граф Люксембург

Оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург» — написана в 1909 году, она, как и созданная перед этим оперетта «Веселая вдова» (1905), несла в себе очень много нового. После блестящих достижений Оффенбаха и Эрве, Лекока и Планкетта во Франции, И. Штрауса и Зуппе в Австрии жанр оперетты к началу 20 века выродился в фарс или костюмированное музыкальное ревю. «Моя цель, — писал Легар, — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости». В этом — суть созданного Легаром жанра нововенской оперетты. Путь композитора к жанру оперетты был не прост. В Праге молодой скрипач, уроженец Венгрии, окончив консерваторию, показал свои сочинения (две сонаты и несколько пьес) А. Дворжаку. Тот заметил: «Повесь скрипку на гвоздь! Ты рожден быть композитором». По настоянию отца-капельмейстера Легар с 1890 года становится дирижером военных оркестров, не переставая при этом сочинять. Он пишет песни, марши, вальсы, польки. Уже здесь проявился яркий мелодический дар композитора. Опера «Кукушка» (1896) из русской жизни, поставленная в Лейпциге, принесла ему известность. Но только в венском театре «Ан дер Вин», где с 1902 года Легар работал вторым дирижером, раскрылись все его природные дарования. Спектакль «Венские женщины», поставленный в том же году на сцене этого театра, открыл новый период его творчества. И хотя в своих первых опытах Легар еще находился в русле опереточных штампов, он уже определил для себя, какой будет его оперетта. Идя по пути, намеченному И. Штраусом, он широко привлекает городской фольклор, интонации и мелодии венгерских, сербских, польских, испанских и других народных песен, а также танцевальные жанры, особенно вальс, который станет у него ведущим. Настойчиво изучая законы жанра и требования своего времени, Легар ищет новые жизненные положения в драматургии спектакля. Отказавшись от условно исторического представления с его красочными декорациями и костюмами, театральностью положений, он приближает жанр оперетты к жизни, к духовному миру своих современников, вызывая у слушателей ощущение сопричастности к происходящим на сцене событиям. Такой была и оперетта «Граф Люксембург».
Источник: www.kraeved-samara.ru

HKP