Значение крылатых выражений — Благонамеренные речи, Благорастворение воздухов, Благую часть избрать, Блистать своим отсутствием, Блоху подковать

«Благонамеренные речи« Заглавие сборника сатирических очерков (1872—1876) М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Благонамеренность» на официальном языке дореволюционной России — верность самодержавному строю, враждебное отношение к революции. Примеры из литературы: Едва ли однако это избитое народническое рассуждение о «малоземельна имеет какое-нибудь научное значение, едва ли оно может годиться на что-нибудь иное, кроме как на «благонамеренные речи» в комиссии по вопросу о безболезненном шествовании отечества по правильному пути (В. И. Ленин, Экономическое содержание народничества, Соч., т. 1, с. 441). Не подлежит, таким образом, никакому сомнению, что «благонамеренные речи» г. Р. Н. С. представляют собой лишь особый прием, попытку повлиять на правительство (или на «общественное мнение») посредством уверений в своей (или в чужой) скромности (В. И. Ленин, «Гонители земства и Аннибалы либерализма», Соч., т. 5, с. 52). «Благорастворение воздухов« Выражение из «великой ектеньи», молитвы, произносимой дьяконом во время обедни (литургии Иоанна Златоуста): «О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временах мирных…» «Благорастворяти» на церковно-славянском языке — хорошо соединять составные части. Выражение употребляется в значении: тишина, мир и спокойствие; чудесная погода. Примеры из литературы: Воздух был недвижим; деревья в соседнем саду словно застыли: на поверхности реки — ни малейшей зыби; с другой стороны реки доносился смутный городской гомон и стук, здесь, на Выборгской, царствовала тишина и благорастворение воздухов (М. Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге», 6). — У вас в Петербурге холодно? А у нас тут, батенька мой, благорастворение воздухов и изобилие плодов земных (А. П. Чехов, «Именины», I). «Благую часть избрать« Выражение возникло из евангельского рассказа (Лука 10, 38—42) о двух сестрах — Марфе и Марии. Марфа была занята хлопотами по хозяйству, а Мария, избравшая «благую часть», слушала в это время поучения Иисуса. Под «благой частью» в евангелии разумеется забота о «спасении души», но выражение это вошло в литературную речь в значении: избрать лучшую долю вообще.
Источник: www.kraeved-samara.ru

HKP