«Есть, чтобы жить, а не жить чтобы есть« Афоризм этот, принадлежащий Сократу (469—399 до н.э.), часто цитировался писателями древности (Квинтилиан, Авл Геллий, Диоген Лаэртский и др.) и передан Плутархом в его сочинении «Как молодой человек должен читать поэтов». Мольер ввел это изречение в свою комедию «Скупой» (1668). В 5-й сцене 3-го акта Валерий, влюбленный в дочь Гарпагона, зная его непомерную скупость и желая угодить ему, говорит в его присутствии повару, что нельзя закармливать гостей: «По словам древнего мудреца, надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». «Железом и кровью« Выражение, характеризующее политику грубого насилия, принадлежит крупнейшему прусско-германскому деятелю и дипломату Бисмарку (1815—1898). Он повторял его неоднократно. В середине 50-х годов 19 века, предвидя войну с Австрией как с врагом объединения Германии, он сказал: «Не словами, но кровью и железом будет объединена Германия». В сентябре 1862 года в собрании бюджетной комиссии палаты депутатов он снова повторил: «Не речами и постановлениями большинства решаются великие современные вопросы —это была ошибка 1848 и 1849 годов, — а железом и кровью». В январе 1886 года в заседании палаты депутатов он развил ту же мысль: «Дайте в руки прусскому королю возможно большую военную силу, иными словами — возможно больше крови и железа, тогда он сможет проводить желательную вам политику; политика не делается речами, стрелковыми празднествами и песнями, она делается только железом и кровью». Можно отметить, что выражение это уже встречается в поэме английского поэта Тенниссона (1809—1892) «А word for the country»: «Не мечтаниями, а кровью и железом будет образована нация». Примеры из литературы: «Единство, — возвестил оракул наших дней, — Быть может спаяно железом лишь и кровью… Но мы попробуем спаять его любовью, — А там увидим, что прочней… (Ф. И. Тютчев, «Два единства».) Берлин испытал на себе следствия своей политики «крови и железа».
Источник: